Сайт учителя начальных классов

МБОУ "Шигалинская ООШ" Урмарского района

Чувашской Республики 

Долговой Светланы Владимировны

 

 

Моя педагогическая философия

  

       Я - счастливый человек, потому что воспитывалась в семье, где царили взаимопонимание, терпение, любовь. Взрослея, присматривалась к окружающим меня людям. Читая художественную и публицистическую литературу, я пыталась анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Появление на свет моих сыновей и дочери прибавило ещё больше вопросов: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, кто кого воспитывает? Именно желание получить ответы определило мой окончательный выбор. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением.

       Нам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует думой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живёт этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живётся.

       Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребенке.

       В школе учат знать, но важно еще УЧИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ. В свою очередь знание, и особенно чувство, зависит от способности ВЕРИТЬ. Без веры нет души, и нет, следовательно, чувств, нет и того, что делает человека Человеком, - ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ. Только любовь вернет человека в себя, только с человеколюбием мы сможем объединиться для возрождения Отечества. Человек любящий - сильный человек. Любовь-залог от деградации с человечества.

      Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори тому подтверждение. Лучше этих школ- школ воспитания на любви и без насилия - пока ничего не создано. По сути, настоящая педагогика – это и есть наука о любви. «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему». (Ю.Азаров). Поэтому необходимо создать   нетрадиционную школу - школу личностного развития и самосовершенствования, Школьного Дома с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.

       Школьный Дом -  как и родительский, но только с большими возможностями и выборам, в нем только хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он - человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим.

      Школьный Дом соединяет всех в единое братство. Каждый – защищен. Никакого насилия, исключены агрессия, жестокость. Отношения между учителями и учениками – уважительные, доброжелательные, доверительные, дружеские.

      Школьный Дом – кузница знаний, и мастерская дум, где ребенка окружают красота, игра, фантазия, творчество.

      Школьный Дом - это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции, нравственность; это поиск нового смысла жизни и новых форм жизни, идеала добра, любви, правды, красоты. Самое высокое творчество – раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей.

      Школьный Дом – это святилище, где учатся быть счастливыми. Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления.

      Идея развития личности ребенка – узловой момент идеологии новой школы. Главная цель воспитания – Человек.

      Хочешь воспитывать ребенка? Как воспитывать личность, не воспитывая? Помогает найти ответы на этот вопрос переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности, наиболее четко выраженная в формуле: «Помоги мне это сделать самому».

      Главная задача школы – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

      Поэтому для решения этой задачи:

 - надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности: добро все, что возвеличивает достоинство человека, зло все, что уменьшает его;

 - помочь ребенку стать Творцом. Душа – в человеке, дух  разлит в мире. В красоте добро  и, правда. Поэтому и сказано: «Красотой будет спасён мир». Дух- это бесконечное стремление к добру, правде, красоте;

  - дать навыки саморегуляции, где ребенку недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей  деятельности. При этом существенно изменяется его опыт, используемый в процессах саморегуляции.  У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

 - дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностей гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

     Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и

содержательнее будет организованная педагогом деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на становление социально ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям.

      Игровую модель организации жизнедеятельности младших школьников я считаю самой лучшей. Важнейшим приобретением школы за последнее десятилетие я считаю её идеологизацию и  деполитизацию. Однако оборотной стороной этих позитивных процессов явилось разрушение до основания детского движения. В этой связи многие родители с ностальгией вспоминают собственное детство, наполненное яркими событиями и бурной деятельностью. Учителя ещё острее ощущают противоречие между мощным природным потенциалом младших школьников, требующим разнообразного проявления детской активности, самодеятельности и отсутствием реальных механизмов, способных привести в движение эти естественные потребности самопроявления.

      Мы с учителями нашей школы нашли выход из этой ситуации. У нас в школе развивается игровая модель организации жизнедеятельности младших школьников, которая одновременно является способом организации воспитательной деятельности в начальном звене. Приступая к её конструированию в теоретическом и практическом аспектах, мы исходили из следующих концептуальных положений:

  1.Игра- это прерогатива и территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.

  2.Игра, как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на  фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной воспитательной практике средствам.

  3.Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в  игре принцип яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.

  4.Ролевая игра позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л.С. Выготский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Игровая модель жизнедеятельности не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации.

      В качестве основы для моделирования воспитывающей жизнедеятельности мы избрали сюжет двух книг Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городке». Веселые персонажи этих сказок, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных детей и педагогическими замыслами взрослых помогут ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке (ведь в игре мы всегда играем себя лучших).

     В основу игровой программы была положена модель города.  Она создала организационный каркас, позволяющий иметь высокую степень свободы и гибкости при разработке конкретных воспитательных дел, обеспечить их высокий развивающий и воспитывающий потенциал. Имитация деятельности разнообразных городских служб и учреждений деловой, производственной, бытовой, культурной и других сфер деятельности (банки, магазины, фабрики, фирмы, библиотеки, средства массовой информации, музеи, концертные залы, выставки и др.) позволили охватить различные виды творческой деятельности младших школьников, найти каждому дело по интересам и склонностям.

      При конструировании игровой модели было значимо совместить воспитательные цели и смыслы с внутренними ожиданиями школьников, т.е. потенциально богатое с педагогической позиции содержание «поместить» в красочную, нарядную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие, на наш взгляд, является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала данной игровой модели на уровне личностного смысла учащихся.

      Однако наш опыт показал, что программа становится по-настоящему жизнеспособной при переносе акцента в ее реализации с общешкольных дел в жизнь класса. Это потребовало определения реально-игровых ролей учащихся, разработки содержания творческих поручений и механизма их чередования.

        Творческие поручения, выполняемые микрогруппами класса

    Знайки - друзья книги. Самые любознательные, читающие, эрудированные жители города. Знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, собирают, хранят и используют книжные выставки, держат связь со школьной библиотекой, готовят выпуски «Почемучек», «Это интересно», оформляют «Уголок любознательных», заботятся о сохранности учебников, организуют «книжную больничку», помогают одноклассникам хорошо учиться, организуют работу консультантов по предметам и т.п.

   Пилюльки- друзья чистоты и порядка. Заботятся о чистоте, порядке и уюте в своем классе; заботятся о своем внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, проводят профилактическую работу против простудных заболеваний, учатся оказать первую медицинскую помощь; обеспечивают комфорт и выполнение режима дня.

    Синеглазки и Кнопочки- друзья досуга и интересного отдыха. Находят или придумывают подвижные игры, организуют их на переменах, помогают создать игротеку класса, проводят интересные конкурсы, готовят поздравления с днем рождения, помогают учителю готовить интересные праздники и увлекательные дела.

    Гусли,  Цветики и Тюбики – друзья творческих дел. Организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, вернисажей, концертов своих одноклассников, выпускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в которых участвуют товарищи по классу.

     Медуницы – друзья природы. Заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.

      Шпунтики и Винтики – друзья труда. Заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.

       Торопыжки – друзья спорта. Придумывают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, праздники.

       В классах происходит наполнение этого примерного содержания конкретными видами деятельности учеников. Различны способы «запуска» и подведения итогов творческих поручений, начали складываться свои традиции и заповеди, регулирующие жизнь обитателей Цветочного города. Различные печатные органы, выпускаемые в классе, отражают жизнь коротышей.

       Однако жизнь учеников не замыкается в стенах своего класса. Так, Гусли, Цветики и Тюбики узнают новости культурной жизни города и приглашают своих друзей посетить интересные спектакли и выставки; Торопыжки придумывают модели игровых перемен; Пилюльки организуют «ходячую» рекламу чеснока – средства народной медицины в борьбе с простудой.

       Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели стали деятельная активность всех участников воспитательного процесса, личностная привлекательность и удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатом творческого содружества; усиление его творческого, воспитательного и развивающего потенциала.

        Безусловно, что разработанная игровая модель  не является догмой, она продолжает развиваться и обретает новые содержательные цели и формы. Вполне может быть, что наступит время, когда все почувствуют, что избранная игровая оболочка стала тесной для дальнейшего полета планов и замыслов, что малыши «переросли» ими же придуманную жизнь. А пока учителя, как и всегда, в поиске новых средств сложного искусства прикосновения к личности ребенка, способов утверждения и защиты детства.

        Таким образом, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Дидактическая игра. Это игра, в которой используются обучающие и воспитательные цели, то есть это средство воспитания, обучения, развития.

 

      Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребенке.

И в заключение хочется сказать словами народного учителя А.А Захаренко:

  «Я убежден: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа- это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка…

                   Учитель призван реализовывать мечты детей».

    Поэтому мне близки такие заповеди учителя:

          1. Люби детей! Защити их любовью и правдой.

            2. Не ври!

            3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

            4. Научи детей думать и любить!

            5. Дари себя детям!

            6. Знай, к чему стремишься!

            7. Ни дня без новизны!

            8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

            9. Учитель – автор своей программы, системы, методов, своего  класса.

            10.Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»